Один из самых повторяющихся мотивов в иллюстрациях к книжкам моего
детства: лежащий в постели ребёнок и бабушка или мама, сидящая с
раскрытой книжкой на коленях. Он отображал реалии уже не моего
поколения – когда-то детям на ночь читали сказки или просто интересные
книжки. Сейчас детям на ночь в лучшем случае показывают мультик.
А
ведь это чтение у постели – не просто примитивный аналог мультфильма,
но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся
научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого
интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников.
Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии
интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет
мотивации.
Отчего же так? От того, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения.
Конечно,
я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он
выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных
развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители
сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом
выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку
мультиками, обучающими или нет.
Иногда это бывает связано не с
родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых
случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.
Вы
уже догадались, что это время – вечером, перед сном. Когда малыш, уже
умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от
дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом,
выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать
минут посвящаете чтению и – друг другу.
Это и есть вторая, очень важная польза от чтения.
Особенность
нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени
друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по
праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с
ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с
утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу,
или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или
снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.
Что
делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или
другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом.
Но
есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и
укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить
«Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что
ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове,
прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на
то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера,
доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал,
прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее
всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.
Кроме того,
даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и
оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют
развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и,
наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или
программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение –
форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи
наблюдений и опытов.
Главное – не делайте этого механически.
Читайте вашему ребёнку потому, что любите его, а не потому, что «так
надо». Дети это чувствуют, поверьте.