Вряд ли нужно
объяснять, каким интересным, полезным и развивающим материалом является
пластилин. Но что делать, если ребенок не умеет и не любит лепить?
- Лепите сами, и пусть малыш наблюдает и активно участвует в играх с пластилиновыми фигурками.
- Если ребенок полюбил
наблюдать за тем, как вы лепите, попросите его помочь: соединить две
детали, отщипнуть кусочек пластилина, выбрать цвет.
- Делайте из пластилина пособия для развивающих игр.
- Продемонстрируйте чудо смешивания нескольких цветов. Играйте в изобретение новых цветов.
- Придумывайте сказки о непонятных существах, которые получаются у ребенка.
- Готовьте пластилиновую еду – бутерброды, пирожки, торты.
- Используйте пластилин для соединения других материалов. Делайте аппликации кусочками пластилина.
- Спрячьте в комочке пластилина что-то интересное, пусть ребенок найдет.
- Делайте на брусочке пластилина отпечатки разных предметов.
- Пробуйте лепить не только из обычного пластилина, но и из шарикового, глины, воска, пластики, теста.
Игры с пластилином Общеизвестно,
что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное
мышление, фантазию. Вот только не все дети умеют и любят лепить. Если
ваш малыш оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки
грибов и катания колбасок, найдется немало других способов применения
этого замечательного материала. Предложите ребенку то, от чего он
наверняка не откажется – просто поиграть. Пластилиновый театр Знакомство
ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после
двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с
самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет
заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать
ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина
или закинуть его подальше. А
лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом,
радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку
(или змею, если лепка не ваш конек). К счастью для многих родителей
особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны
быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по
силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если
вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о
своей жизни или сама будет задавать вопросы. Когда
ребенок освоится с такой необычной игрушкой можно разыграть сюжет
известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по
ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: ”Кошка! Иди тащить репку” и одновременно вылепливаете фигурку кошки. Со
временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и,
возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол. Познавательные игры Если
ваш ребенок поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка
понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые
пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр. Соберите
за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм.
Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит
траву, петушок зернышки, а кошка рыбу. Другое
занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище колбаску,
прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует,
что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если
ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать – что он
делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать. Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар
становится яблоком, а несколько треугольников – лепестками цветка.
Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки. Еще
одна волшебная игра – лепить не просто статичные фигурки, а их
превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его
«нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную
вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик
гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом
продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него
бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее
завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки. Если
ваши занятия длятся достаточно долго, и ребенок не стремиться разрушать
все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по
категориям – транспорт, еда, животные. Если малышу понравиться, в
следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты
и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от
диких. Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите
малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и
пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет
закончена. Изучаем цвета Если
малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих
игр и занятий), постоянно называйте их: «Из красного пластилина слепим
яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик…» Хороший
пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во
всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого,
синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю
цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу проверьте,
действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет).
Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших
ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и
фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более
светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком
поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно
будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком
постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями
каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении. Расскажите
и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета получится
кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого
не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам
разобрать пластилин по цветам.
Пластилиновые фантазии Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто «непонятное-чудное». И
не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки,
а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают
фантазию, свободу творчества. Ребенку,
начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные
игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ.
Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво
продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий
поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми
героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя
какую-то роль. Пластилиновая кулинария Прежде
чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать
колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки.
Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой
различных блюд – увлекательное занятие. Кроха
может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или
расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта.
Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски
сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшение блюд.
Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или
станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый
обед – хороший повод дать малышу первое представление о дробях и
делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и
количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.
Упражнения для маленьких пальчиков
Польза
пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее
результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки,
катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи
выполнения этих действий в игровой форме. Спрячьте в куске пластилина ”клад” – маленькую игрушку, обернутую для сохранности фольгой. Пусть малыш отыщет ее. Со временем усложните задачу, используя большее количество пластилина и игрушку меньшего размера. Делайте
на пластилиновых лепешках отпечатки различных пластмассовых игрушек,
ракушек, монет. Когда ребенок подрастет, такие отпечатки можно будет
заливать гипсом, получая интересные поделки. Возьмите
маленького пластмассового пупса и предложите малышу отщипывать кусочки
пластилина и “одевать” куклу. Можно залеплять и другие игрушки. Или
используйте картинку на картоне, которой нужно добавить недостающие
детали – пластилиновые листочки дереву, узор на крылья бабочки, дорогу
для машинки. Раскатайте
кусок пластилина и используйте его как поверхность для рисования и
письма. Или предложите ребенку выложить узор из крупы, фасоли, макарон
различной формы. Возможно,
малышу понравиться не лепить, а собирать фигурки из заготовок. Мама
лепит шарики – ребенок составляет из них снежную бабу. Пластилин пригодится и
для скрепления природных материалов, лоскутков, спичек. Вы и сами
удивитесь, как легко научить даже годовалого кроху создавать вполне
узнаваемые поделки. Утыканная зубочистками колбаска пластилина
абсолютно точно похожа на ежика. Если вместо зубочисток воткнуть две
пары семян клена – получится стрекоза. Ракушка и две спички-антенны превратят кусочек пластилина в улитку. Несколько советов, как сделать занятия лепкой еще более увлекательными. - Лепить
можно не только из пластилина. Предложите ребенку поработать с соленым
тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым
пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и
необычные возможности для творчества.
- Вместе
с пластилином приобретайте и необходимые инструменты: формочки, стеки,
скалку. Они не только внесут разнообразие в процесс лепки, но и
облегчат малышу многие задачи. С помощью скалки очень просто раскатать
пластилин в ровный пласт. А разрезать его стеком лучше, чем разрывать
руками.
- Разрешите
использовать в играх с пластилином и другие материалы – бусины,
пуговицы, палочки, камешки, ракушки, обрезки цветной бумаги, фольгу.
- Посетите
музей специально ради представленных там скульптур. Гуляя по городу,
обращайте внимания ребенка на памятники. Не менее полезно будет сходить
и на выставку прикладного искусства, и изучить поделки из глины и
других подобных материалов.
* * * Возможно,
увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре
сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть лепка так и
останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм
(предложенным в статье и тем, что вы придумаете вместе с малышом)
купленный набор пластилина не будет пылиться на полке, а принесет
немало пользы и радости.
Источник: http://www.7ya.ru/ |