Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал,
хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным
человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем
возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего
начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать
образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего
развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего
любимого крохи?
Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения
и до 6 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом,
его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между
нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети
начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные
ощущения, зрительные образы — все это является первыми уроками в жизни
новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений.
Психологи утверждают, что в первые шесть лет жизни ребенок получает
информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила
таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо
запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний.
Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно
происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш
легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова
(пусть даже и пассивно,
не умея еще употреблять их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо
овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык
бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался,
он требует постоянной работы. В принципе, это касается всего нашего
организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем
просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и
перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его
развитие пойдет крайне
медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять
особенно большое внимание.
При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие
гармоничным. Для многих родителей раннее развитие — это способность
ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие
подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире,
и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей и
навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.
Школы раннего развития
Заниматься развитием малыша можно не только дома. Сегодня в помощь
родителям создано много школ раннего развития. Они работают по разным
методикам и программам, которые разработаны педагогами, врачами,
психологами и другими специалистами. Многие отрабатывались и
совершенствовались в течение долгих лет. В этих школах работают
квалифицированные педагоги, которые изучали эти методики, имеют опыт в
работе с детишками (а это особенно важно для молодых мам, у которых
первый ребенок) и в большинстве своем имеют
педагогическое образование. Школы оснащены развивающим материалом
(кубики Зайцева, рамки Монтессори, природный материал, разные виды букв
и цифр, таблицы и многое другое), многие имеют дополнительную
спортивную базу (спортивные комплексы, бассейны, спортивные дорожки,
сухие бассейны и т.д.), в некоторых проводятся также и музыкальные
занятия для самых маленьких. Поэтому, безусловно, школы раннего
развития являются замечательными помощниками при обучении ребенка.
Возраст
В школах раннего развития обычно существует несколько групп, каждая
из которых решает свои возрастные задачи и работает по специальной
программе. Они формируются по возрасту или в зависимости от вида
деятельности. Так, например, занятия могут быть:
- с 0 до 6 месяцев;
- с 5 до 10 месяцев;
- с 9 месяцев до 1,5 лет.
Как правило, каждая группа имеет свои возрастные ограничения. При
этом однозначного ответа, когда надо начинать занятия и куда лучше
идти, — нет. Решение принимают родители, учитывая индивидуальные
особенности ребенка, его желание посещать занятия и рекомендации врачей.
Виды занятий
Занятия в школах раннего развития бывают разные по времени и по
продолжительности, существуют также группы выходного дня. Если у вас
есть возможность выбирать, то лучше всего для занятий подходят утренние
часы. Именно в это время ребенок полон сил и энергии, и поэтому лучше
воспримет новую информацию. Если малышу меньше 3 лет, заниматься нужно
не чаще 2-3 раз в неделю по 40-60 минут. Если ваш ребенок старше, можно
увеличивать и время занятий, и их периодичность.
Занятия бывают:
- индивидуальные, когда педагог занимается один на один с ребенком;
- групповые: один или два педагога работают с группой детей;
- индивидуальные занятия вместе с мамой и малышом (обычно это
требуется, если малыш отстает в развитии или у него есть проблемы со
здоровьем);
- "мама + малыш": занятия проводятся в группе детей с родителями.
Перед занятиями ребенок должен хорошо выспаться и покушать.
Марина, 1,8 года. Первое время постоянно плакала и отказывалась
что-либо делать. Оказалось, что время занятий частично пересекалось со
вторым сном. И девочку будили пораньше, чтобы не опоздать к началу
урока. Когда поменяли время занятий, Марина с удовольствием стала
заниматься и теперь сама спешит на урок.
"Плюсы" занятий в школах раннего развития
Как мы уже говорили, школы раннего развития обычно имеют
разнообразный развивающий материал. Покупать домой такое большое
количество пособий не имеет смысла. Во-первых, это дорого; во-вторых,
занимает много пространства; и, пожалуй, самое главное, они рассчитаны
на большое количество детей в зависимости от возраста, интереса и
уровня развития.
Занятия, проводимые в таких группах, адаптированы специально для
детей определенного возраста. Большая часть уроков проходит в игровой
форме. Ведь дети новые знания лучше всего воспринимают через игру.
Очень хорошо, если занятия будут содержать в себе разного вида
упражнения: интеллектуальные, музыкальные, художественные, физические и
т.д. Малыши еще не могут долго концентрировать внимание на одном
занятии, и им необходима смена деятельности. Самым лучшим вариантом
является чередование упражнений, требующих
усидчивости и внимания, с активными движениями. Например, когда между
интеллектуальными занятиями проводится физкультминутка или небольшая
танцевальная разминка.
Посещая занятия в группе раннего развития, ребенок приобретает новые
знания. Как мы уже говорили, до 6-7 лет процесс образования дается
малышу легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной
мотивации. Но, занимаясь в "школе", ребенок не просто получает новые
знания, он учится учиться. Малыш учится ставить перед собой задачи —
пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно
поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой
краски), логически мыслить и делать
свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную
моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация
внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть
самостоятельным.
Очень важный фактор в пользу школ раннего развития — социальный.
Дети с самого раннего возраста учатся общаться между собой, выстраивать
отношения с "чужими" взрослыми, просить помощи, решать конфликтные
ситуации и просто дружить. Ведь, что такое мир малыша дома — это по
существу мир взрослых людей. Кто окружает маленького человечка — мамы,
папы, дедушки и бабушки, дяди и тети, которые его очень любят и готовы
сделать все для него. И эти взрослые принимают за ребенка большинство
решений.
И даже если где-то на детской площадке возникает конфликтная ситуация
между детьми или спорный вопрос, то решают его обычно тоже взрослые. А
попадая в среду, где много детей, ребенок учится делать это сам. Да и
вообще искусству общения мы учимся всю жизнь, и чем раньше наш ребенок
начнет постигать эту нелегкую науку, тем проще ему будет потом. И еще
один приятный момент: новые друзья появляются не только у детей, но и у
их родителей.
Вероника, 23 года. "Когда родилась Полинка, мы переехали в другой
район, где я никого не знала, да и с друзьями по работе созванивалась
все реже и реже: у них — баланс и квартальный отчет, у меня — первые
шаги дочки и ее первые слова… Когда Полинке исполнился годик, мы пошли
на занятия "мама + малыш", где занимались мамы с детишками от 1 года до
3 лет. И там я познакомилась с людьми, у которых такие же интересы, как
и у меня, и которых волнуют такие же вопросы, как и меня... Было
приятно
обсуждать вместе, как растут дети, чем кормить или чем лучше лечить, а
также куда можно вместе пойти..."
"Минусы" занятий в школах раннего развития
Пожалуй, одним из самых существенных недостатков школ раннего
развития является их стоимость. К сожалению, очень мало таких школ
финансируются государством или получают материальную поддержку от
муниципалитета, и, как правило, они находятся на самоокупаемости.
Дорогостоящая аренда помещений, покупка материала, оплата труда
педагогов и другие расходы ложатся на плечи родителей. И поэтому часто
стоимость таких занятий оказывается достаточно высокой.
У маленьких детей еще слабо развит иммунитет к инфекционным
болезням. И если в группе кто-то заболел или не долечился, то большая
вероятность, что заразятся и другие малыши. Поэтому первый год дети
часто болеют. Но постепенно сопротивляемость организма к этим вирусам
повышается, что уменьшает вероятность последующего заболевания.
Не всегда школа находится рядом с домом. И тогда встает вопрос: как
добираться? Долгая дорога для малыша — большое испытание, а разница
между машиной и общественным транспортом для ребенка колоссальная. И
если в сентябре можно совершить приятную прогулку, то подумайте, как вы
будете добираться зимой. Запомните рекомендации врачей: максимальное
время в пути не должно превышать 20 минут.
Когда дети ходят в одну группу, мамы непроизвольно начинают
сравнивать успехи детей. В результате переживают сами (ведь всегда
найдется тот, кто в чем-то преуспел больше, чем ваш ребенок). Но
особенно плохо, когда родители начинают указывать на это малышу, тем
самым делая первые шаги к возникновению у ребенка комплекса
неполноценности. Важно помнить, что раннее развитие — это не когда ваш
малыш что-то делает лучше, чем другой ребенок, а когда он делает лучше
по сравнению с самим собой! Т.е. по сравнению
с тем, каким бы он был, если бы с ним не занимались.
К сожалению, некоторые родители считают, что посещения занятий в
детском дошкольном учреждении более чем достаточно, тем самым полностью
перекладывая ответственность за воспитание и развитие ребенка на
педагога. Это в корне неверно, ни одна суперзамечательная школа раннего
развития не заменит вашего общения с ребенком! Чтение книг,
увлекательные прогулки, беседы, занятия спортом, да просто совместные
игры — все это тоже влияет на формирование личности малыша.
Методики и программы
Сейчас известно достаточно большое количество авторских программ и
методик. Но если говорить о школах раннего развития, то наибольшее
распространение получили методика М. Монтессори и занятия по пособиям
Н. А. Зайцева.
Вальдорфская педагогика
Основатель: Рудольф Штайнер, немецкий философ и эзотерик,
разработчик направления антропософии. Первая вальдорфская школа была
открыта в Германии в 1919 г., для детей рабочих фирмы "Вальдорф
Астория" (отсюда и название самой педагогики).
Основные положения: вальдорфская педагогика изначально
ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных
способностей. Вальдорфцы считают, что детство — прекрасный возраст,
который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на
развитие художественных, музыкальных и театральных способностей.
Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за
педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка.
Но раннее развитие интеллекта считается
недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне
поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному
труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать
на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь
необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют
собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеного
дерева или глины, т.к. это развивает фантазию и творческие способности
малыша. Часто в таких группах
есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими
меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и
ставятся театральные представления.
Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по
отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную
группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в
детский сад не рекомендуется.
Занятия: лепка, рисование, готовка, музыка (чаще всего это
флейта или народные инструменты), эвритмия (движения под музыку), театр
и т.д.
Методика М. Монтессори
Основатель: Мария Монтессори, итальянский педагог; одна из
первых женщин, получивших степень доктора медицины; профессор
антропологии и гигиены в Высшей женской школе. Первоначально ее занятия
были рассчитаны на детишек, отстававших в развитии. Но результаты,
которых достигли ребята, были настолько потрясающими, что возник
разумный вопрос: а что же будет с обычными детьми, если с ними
проводить аналогичные занятия. И через некоторое время был открыт
первый детский сад для обыкновенных ребят.
Основные положения: главный принцип Монтессори-групп —
"помоги мне сделать это самому", т.е. инициатива к любому действию
должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет
малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с
ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не
научатся. Для этого Монтессори-педагоги разработали огромное количество
развивающего материала. Все пособия красивые, интересные и приятные на
ощупь. Располагаются они от простого
к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном
доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет
заниматься, сколько времени и с кем из ребят будет сотрудничать. М.
Монтессори обосновала, что в каждом ребенке заложена потребность в
развитии, поэтому он сам все время будет стремиться к новым знаниям. А
развивающая среда поможет ему в этом. Еще М. Монтессори обратила
внимание, а современная психология подтвердила, что каждый ребенок
переживает сензитивные периоды, т.е.
те моменты своей жизни, когда он наиболее легко и естественно учится
определенным вещам (например, наиболее благоприятный период для
обучения чтению с 3 до 5,5 лет; а сензитивный период восприятия порядка
длится от 2 до 4 лет). И если учитывать эти особенности развития детей,
то обучение будет проходить легко и непринужденно.
Возраст: существуют занятия в группах "мама + малыш", которые
посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет
уже обучаются в группах самостоятельно.
Занятия: в каждой Монтессори-группе определенным образом
выстроена обучающая среда. С помощью пособий можно научиться множеству
вещей: переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу,
читать, писать, а также изучить домашних животных и времена года. Весь
материал делится на пять зон: практическая жизнь; сенсорика (развитие
органов чувств); математика; русский язык; космос (знания об окружающем
мире). Для того чтобы ребенок мог правильно работать с новым пособием,
учитель проводит презентацию
материала, т.е. показывает и, если надо, объясняет, что и как нужно
делать. Весь Монтессори-материал построен так, что ребенок может сам
контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать на недостатки в
работе крохи, тем самым у ребенка не возникает чувства страха, если он
сделал что-то не так, и он уверен в своих силах.
Методика Н. Зайцева
Основатель: Николай Александрович Зайцев — преподаватель
русского и английского языков, академик Академии творческой педагогики,
автор новых направлений в методиках обучения чтению, преподавания
математики и грамматики.
Основные положения: Н. А. Зайцев разработал методику по
обучению чтению при помощи звучащих кубиков. Методика основана на
принципе складового чтения. Взрослые вместе с детьми или сами дети поют
склады, написанные на таблицах или размеренные на сторонах кубиков,
которые отличаются по цвету, размеру и звучанию (внутри кубиков
находятся различные предметы, издающие звук). Играя с этими кубиками,
дети учатся составлять простые слова, пишут названия предметов; с
помощью указки делают это же на таблицах.
И в скором времени начинают читать надписи на улице, названия журналов
и даже свои первые книги.
Пособия Зайцева хороши сочетанием наглядности и системного подхода,
они конкретны и всесторонни одновременно. Но его методика — это не
только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел,
есть также "Любимые картины", "Дорожные знаки", "Читай и пой" (обучение
чтению через пение), "Тысяча +" (обучение математическим действиям,
работе с квадратом числа), "Пишу красиво" (обучение каллиграфии).
Возраст: начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом
возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст —
4-5 лет. С одной стороны, малыши уже подросли, они тянутся к другим
ребятам, им легче адаптироваться в новой обстановке, а с другой, дети
уже знают, что такое книга, они понимают, для чего нужно учиться
читать, и с удовольствием воспринимают "правила игры". Поэтому именно в
этом возрасте обучение проходит наиболее быстро и легко.
Очень часто преподаватели в школах раннего развития владеют
несколькими методиками и применяют их при непосредственном обучении
малышей.
Как проходят занятия?
Занятия в школах раннего развития проводятся в группах. Как правило,
группы небольшие — по 8-10 человек, что позволяет уделить внимание
каждому малышу и найти к нему индивидуальный подход. Время занятий — от
20 минут до часа — устанавливается в зависимости от возраста детей и
программы школы. Большинство занятий в школах раннего развития проходит
в форме игры и включает в себя различные виды деятельности, которые
быстро сменяют друг друга, что делает занятие более эффективным и
интересным.
В урок могут быть включены:
Пальчиковая гимнастика и артикуляционные игры: с помощью
ладошек дети "надувают" шарики или показывают пальчиками, как зайчик
шевелит ушами, какие у ежика иголки, или "пекут" пирожки для любимых
мам. И все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые
превращают занятия в увлекательную, эмоциональную игру.
Занятия, направленные на развитие речи, включают в себя
прослушивание сказок, стихов и потешек, составление рассказов по
картинкам, придумывание историй на заданную тему, отгадывание загадок,
ответы на вопросы и игры со словами.
Музыкальные занятия: вместе с педагогом ребята разучивают
веселые песенки, играют на народных инструментах (деревянных ложках,
бубнах, трещотках и т.д.).
Ритмика: представляет собой систему физических упражнений под музыку для развития чувства ритма.
Физические упражнения: не только укрепят здоровье вашего
малыша, но и обеспечат правильное физическое развитие, расширят
функциональные возможности развивающегося организма, научат кроху
ориентироваться в пространстве, координировать движения и удерживать
равновесие, а также помогут в профилактике простудных заболеваний.
Большинство физических упражнений сопровождается веселыми стихами и
потешками. На занятиях могут использоваться погремушки, спортивные
дорожки, игрушки, развивающие коврики, большие
и маленькие мячи, обручи и другие спортивные снаряды.
Развивающие игры: рамки Монтессори, игры Никитиных, различные
виды лото и большое количество других развивающих игр и упражнений,
направленных на формирование интеллектуальной деятельности малыша.
Основы математики: здесь малыши познакомятся с цифрами;
узнают простые геометрические формы; разберут такие понятия, как "один
— много", "больше — меньше — столько же", "плюс — минус — равно" и т.д.
Обучение чтению: первое знакомство с азбукой, игры с буквами,
кубики Зайцева, песенка Алфавита, звуковые дорожки и прятки со слогами
— все это поможет сделать первые шаги в мир чтения.
Рисование: на занятиях малыш научится рисовать пальчиками,
кисточкой, губкой; делать цветные брызги; узнает, как нажать на
карандаш, чтобы линия получилась толстой или тонкой; увидит, какие
узоры получаются на мокром листе и т.д.
Лепка: развиваем пальчики с помощью пластилина, глины, теплого воска и соленого теста.
Знания об окружающем мире: малыш познакомится с дикими и
домашними животными, узнает какие бывают виды транспорта, чем овощи
отличаются от фруктов и что за весной следует лето. Ребята на каждом
занятии будут делать для себя маленькие открытия о нашем мире.
Психологические игры помогут детям научиться дружить,
взаимодействовать друг с другом, просить помощь или совет; научат
малыша управлять своими эмоциями и победить страхи, заботиться о
животных и уважать старших, а также различать плохое и хорошее. В
работе могут быть использованы карточки, рисунки, плакаты. Сюда же
относят сказкотерапию, психологический театр и различные ролевые игры и
упражнения.
Творческая деятельность развивает воображение и фантазию
детей при работе с природными материалами (желудями, шишками,
каштанами, листьями и т.д.). На занятиях малыши учатся делать
аппликацию обрезную (с использованием ножниц), обрывную (рвут бумагу на
мелкие кусочки), объемную; конструировать из бумаги путем сгибания,
многократного складывания или склеивания.
Источник: http://subscribe.ru/archive/home.child.dettsad/ |